Павлов Борис Сергеевич
Ученая степень: Доктор философских наук
Ученое звание: Профессор
Страна: Россия
Город: Екатеринбург
Место работы: Учреждение Российской академии наук Институт экономики Уральского отделения РАН
Должность: Ведущий научный сотрудник

Область научных интересов

Достижения

Проекты


Трансформация отношения молодежи к труду в старопромышленном регионе: онтогенетический аспект
(Подробности...)
В статье подчеркивается, что для стран, испытывающих кризис естественного воспроизводства человеческих ресурсов, повышение их качества является безальтернативным вариантом политики экономического роста. По мнению автора, ахиллесовой пятой современной системы воспроизводства трудового потенциала социума (на всех его территориально-поселенческих уровнях), формирования и использования трудовых ресурсов выступает провал в сфере трудового воспитания молодых поколений россиян на этапе получения общего образования и профессиональной социализации. Трудовая деятельность для формирующейся личности ребенка является непременным, ничем не заменимым атрибутом социализации. В статье проводится мысль, что участие учащейся молодежи в посильном общественно полезном труде не следует ограничивать лишь задачами воспитательного плана. По мере взросления молодых людей должна расти не только потенциальная способность к труду вообще. Автор считает, что детский труд (и сопутствующее ему трудовое воспитание) в современной России низведены в ранг «вне педагогического закона». На основе статистических данных автор показывает, что социально-экономическому поведению подавляющего большинства учащейся молодежи на Урале присущ преимущественно потребительский, нетрудовой образ жизни. В частности, акцентируется внимание на формировании и закреплении эгоистического поведения студентов, игнорирующих ограниченные финансовые возможности своих родителей, спонсирующих их учебу в вузе. Особое внимание уделяется проблемам социально-поселенческой ассимиляции уральской молодежи. При этом показано, что освоение сельской молодежью основ девиантной субкультуры городских сверстников — одна из значимых составляющих процесса дестабилизации основ сельского образа жизни. Выводы и предложения статьи базируются на результатах ряда комплексных социологических исследований, проведенных в 2003–2014 гг. в городских и сельских поселениях Урала под научным руководством и с непосредственным участием автора.

Девиантная субкультура студенческой аудитории уральского вуза
(Подробности...)
В статье анализируются актуальные проблемы социально-профессионального самочувствия преподавателей уральских вузов. Автор исходит из того, что высшее образование создается процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общезначимые цели, и как объект ориентации для других индивидов среды ближайшего окружения. На основе статистических данных автор показывает, что социально-экономическому поведению подавляющего большинства студентов уральских вузов присущи как общие черты девиантной субкультуры современной молодежи (пристрастие к спиртному и наркотикам, проявления насилия, проституция и т. д.), так и особенные, связанные с образовательным процессом (пропуски занятий, использование шпаргалок, плагиат при выполнении курсовых работ, дипломов, грубость и бестактность по отношению к преподавателям и др.). По мнению автора, доминирующая девиантная черта современных студентов — недостаточно развитое трудолюбие и неготовность к преодолению трудностей. Формирование профессионально-личностных качеств и компетенций специалиста предполагает актуализацию мотивации студентов, их активную адаптацию к учебному процессу, повышение их ответственности за усвоение учебной программы и сопутствующее этому социальное поведение. Правомерным представляется предположение автора, что формируемое негативное социальное самочувствие профессиональной группы преподавателей высшей школы детерминируется невысоким престижем данной профессии в обществе, резкой дифференциацией оплаты труда по регионам, неясностью целей реформирования высшей школы, усложнением и неоднозначностью их профессиональных ролей. Выводы и предложения статьи базируются на результатах ряда комплексных социологических исследований, проведенного в 2010–2013 гг. вузах и общеобразовательных школах Урала под научным руководством и с непосредственным участием автора.

Трансформация института семьи на Урале в условиях социально-экономических деструкций
(Подробности...)
Статья посвящена анализу социальных рисков и девиаций, с которыми связана жизнедеятельность семейной группы на Урале, с проявлениями этих рисков для семейного образа жизни, для социально-экономического развития региона. Автор подчеркивает, что диалектика деструкций, рисков и надежности, оптимизма и пессимизма наглядно проявляется сегодня в различных сторонах жизнедеятельности института семьи в России в целом и, в частности, на Урале. В современном обществе нет поведения, свободного от риска. Для дихотомии риск — безопасность это означает, что нет абсолютной надежности или безопасности, тогда как из дихотомии риск — опасность вытекает, что нельзя избежать риска, принимая какие-либо решения. На основе целого ряда исследований, проведенных социологами Института экономики УрО РАН в мониторинговом режиме, автором показана идентичность социально-экономического самочувствия взрослого населения различных регионов РФ на протяжении практически целой четверти столетия. Прослеживается устойчивое деление населения на сравнительно одинаковые (по удельному весу в общей численности населения) группы российского социума, относящие себя к разряду «богатых», «середняков» и «бедняков». При этом, по мнению автора, социальное неравенство в принципе имеет как позитивные, так и негативные последствия для функционирования и развития общества. Автором предпринята попытка анализа проблем «семья — дети», «отцы — дети» с позиций такого нежелательного для семьи явления, как социальные риски. Подчеркивается особая актуальность этих процессов применительно к семейной политике в России, стремящейся перейти от депопуляционных тенденций к благоприятному режиму расширенного воспроизводства нации. В целом уровень семейного благополучия, в первую очередь, определяется качеством отношений в системе «родители — дети». Внутрисемейные конфликты ведут к семейному неблагополучию, при котором, как правило, ребенок становится разменной монетой во взаимоотношениях родителей. В статье предлагается авторская позиция относительно тенденций, непосредственно касающихся развития феноменов «образ жизни семьи», «женский труд» в России и, в частности, на Урале. В целом выделено 10 развернутых положений. Использованы результаты ряда комплексных социологических исследований, проведенных в 2003–2013 гг. в Институте экономики УрО РАН под научным руководством и с непосредственным участием автора.

Формирование кадрового корпуса инженеров на Урале: социологический аспект
(Подробности...)
В условиях кризисного развития экономики одной из приоритетных задач технических вузов является подготовка инженеров, конкурентоспособных на региональных рынках труда. Главная причина проблемы низкого престижа профессии инженера в России, пробуксовки в подготовке таких кадров в технических вузах таится в обесценивании инженерного труда, снижении его социальной и экономической привлекательности. Разрыв связи науки, образования и промышленности ведет к старению инженерного кадрового корпуса на предприятиях, к уходу наиболее талантливых инженеров в другие сферы деятельности. В статье анализируются актуальные проблемы организации системы подготовки инженерных кадров на Урале. Рассматриваются причины резкого снижения в России социального статуса профессии инженера, падения интереса выпускников общеобразовательных школ к продолжению учебы в технических вузах. Авторы показывают, что формирование инженерной компетенции как определяющего профессионально-личностного качества специалиста предполагает актуализацию мотивации студента, его активную целеустремленную адаптацию к учебному процессу, повышение его ответственности за усвоение учебной программы. Выводы и предложения авторов базируются на результатах комплексного социологического исследования, проведенного ими в 2011 г. в пяти уральских вузах (гг. Екатеринбург, Нижневартовск и Челябинск). Опрос показал, что на этапе подготовки молодых специалистов сотрудничество в системе «вуз — предприятие» фактически смещается в сторону взаимодействия собственно вуза и молодого специалиста, который выступает в качестве продавца своей рабочей силы. Авторы считают, что имеет смысл пролонгировать (а вернее — стимулировать) активный инженерный труд наиболее продуктивных специалистов, достигших пенсионного возраста. Не менее остры и важны проблемы воспроизводства и сохранения профессорско-преподавательских кадров в технических (и не только в технических) вузах. При этом отказ вузов от системы целевого распределения своих выпускников не должен ассоциироваться с полным снятием ответственности учебных заведений за судьбу молодых инженеров на рынке труда.

Здоровье и здоровый образ жизни: как их воспринимает население на Урале
(Подробности...)
В связи с трансформацией социально-экономического уклада жизни россиян, обострением проблем экологии автор вносит коррективы в понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающее поведение» и некоторые другие. На основе ряда социологических исследований, проведенных автором в 1999-2009 гг., в статье показаны доминирующие формы и способы досуговой деятельности взрослых и молодых уральцев, отражающиеся на их здоровье и социально-экономическом поведении.

Семейная экономика и материнский капитал как факторы репродуктивного поведения населения на Урале
(Подробности...)
В статье раскрывается содержание понятий «семейная экономика» и «материнский труд», их место в системе разделения общественного воспроизводительного труда. На основе данных ряда конкретных социологических исследований авторы анализируют социально-экономические мотивы демографического поведения молодых матерей на Урале. Показывается их отношение к материнскому капиталу как фактору решения демографических проблем в регионе.

Семья и самосохранительное поведение молодежи
(Подробности...)
В статье рассматриваются актуальные проблемы самосохранительного пове-дения и здорового образа жизни молодёжи на Урале. Анализируется роль семьи в ва-леологическом воспитании детей и подростков. Эмпирической базой для анализа заяв-ленной проблемы и выводов автора служат результаты ряда социологических опро-сов, проведенных им в 1999 – 2007 гг. в Институте экономики УрО РАН в различных городах и поселениях субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Декабрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567