Белкин Владимир Никифорович
Ученая степень: Доктор экономических наук
Ученое звание: Профессор
Страна: Россия
Город: Челябинск
Место работы: Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения РАН
Должность: Директор

Область научных интересов

Достижения

Проекты


Организационный капитал предприятия
(Подробности...)
В статье рассматриваются основные теоретические вопросы организационного капитала предприятия. Вводится понятие «организационный капитал предприятия» в качестве системы, состоящей из трех подсистем — организация производства, организация труда, организация управления. Показывается, что организационный капитал формирует систему трудовых отношений персонала предприятия, состоящую из кооперационных, технологических, экономических, нравственных трудовых отношений и отношений ответственности работников. Раскрывается модель цикличного развития кризиса на предприятии, вызванного недостатками организационного капитала. Показывается, что организационный капитал является основой реализации человеческого капитала, создающего добавленную стоимость. Значительное внимание уделяется опыту создания и функционирования организационного капитала на предприятиях японской корпорации «Тойота». Российская экономическая литература по антикризисному управлению нередко рассматривает исключительно финансовые аспекты диагностики, предлагая оптимизацию денежных потоков, устранение избыточных запасов, переход к среднесрочному бюджетированию и так далее. Однако глубинные причины кризиса необходимо искать не только в финансовых потоках, но и в системе трудовых отношений. Недостатки в развитии технологических, кооперационных, экономических, нравственных трудовых отношений и отношений ответственности напрямую свидетельствуют о недостатках в развитии элементов организационного капитала, поскольку «настраиваются» именно этими элементами. В свою очередь, организационные проблемы сказываются на качестве продукта, приводя к оттоку покупателей и снижению финансовых показателей предприятия. Недостаток финансовых ресурсов приводит к необходимости экономить на издержках (в первую очередь, на персонале, что ярко показал экономический кризис в 2009 г.), что еще более ослабляет организацию и систему трудовых отношений. В конечном итоге предприятие теряет основной ресурс — персонал, обладающий необходимым уровнем знаний и навыков.

Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий
(Подробности...)
В статье рассмотрены основные теоретические вопросы оценки конкурентоспособности предприятий. Показано состояние современной экономической мысли по данной проблеме. Определены основные факторы конкурентоспособности предприятия. Выявлена особая роль персонала предприятия: с одной стороны, он — ресурс, с другой — субъект, приводящий в производительное движение все факторы конкурентоспособности, то есть персонал является решающим фактором конкурентоспособности предприятия. Предложен критерий конкурентоспособности предприятия, на основе которого определено понятие «конкурентоспособное предприятие». Проанализированы наиболее известные методики оценки конкурентоспособности предприятия. Предлагается авторская методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе динамики интегрального показателя конкурентоспособности. Для тех случаев, когда невозможно определить долю товаров на рынке, предлагается оценивать конкурентоспособность предприятия по рентабельности его производства. В статье показан опыт расчета конкурентоспособности предприятий по предложенным авторским методикам.

Влияние корпоративной культуры на инновационную активность персонала предприятий
(Подробности...)
В статье рассматриваются пути влияния корпоративной культуры на инновационную активность персонала предприятий. Под корпоративной культурой предприятия авторы понимают систему духовных, нравственных, эстетических и иных ценностей, которая используется и внедряется в трудовую жизнь работников собственниками и топ-менеджерами предприятия. На основе этой системы на предприятии формируются нормы и правила отношений работников, обычаи, традиции и т. д. Корпоративная культура предприятия связана с общей культурой народа страны, она отражает ее в той или иной форме, в той или иной степени, но она же мо-жет противоречить ей. В таком случае возможен конфликт культурных ценностей предприятия и работников. Большое внимание в статье уделяется влиянию корпоративной культуры японских корпораций на инновационную активность их работников. Показано, что высокая инновационная активность персонала обеспечивается не отдельными системами материального и морального стимулирования, а всей системой трудовых отношений, построенной на основе корпоративной культуры. В центре корпоративной культуры поставлен человек, а не товары и услуги. Это находит выражение в таких системах работы с персоналом, как пожизненный наём, система учета в зарплате жизненных пиков работников, ротация кадров, обучение на рабочем месте и т. д. Корпоративная культура корпорации «Тойота» основана на бизнес-философии, в соответствии с которой главная социально-экономическая цель — обеспечение благосостояния ее работников и улучшение жизни населения всего мира. В статье показывается, что в условиях перехода РФ на рыночную экономику произошли коренные изменения в корпоративной культуре предприятий. Рыночная бизнес-культура, в соответствии с которой главное для предприятия — прибыль, а работники — лишь одно из средств производства, вошла в противоречие с ментальностью российского народа, его духовными и нравственными ценностями, что вызвало массовое оппортунистическое поведение работников, в том числе их инновационную пассивность. Вместе с тем, в статье показано, что и в этих условиях возможна высокая инновационная активность работников российских предприятий на основе внедрения системы стимулирования инновационной активности работников «Инновация». В статье предлагается механизм повышения инновационной активности персонала предприятий на основе корпоративной культуры.

Пути повышения инновационной активности предприятий
(Подробности...)
В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации российской экономики. Утверждается, что «модернизация сверху», лишь со стороны государства невозможна, что необходимо участие в этом историческом процессе не только государства, но и бизнеса и работников организаций. При этом показана большая роль государства в создании стимулов модернизации для бизнеса и работников, в преодолении монополизма в экономике. Лишь конкуренция может заставить российские организации стремиться к инновациям. Наряду с этим в статье показана роль государства в стимулировании бизнеса к инвестициям в персонал организаций, а также к вовлечению работников в отношения собственности и управления. В связи с этим показывается опыт ряда развитых стран. Особое внимание уделяется выбору пути модернизации экономики в РФ. Утверждается, что вестернизация — это тупиковый путь модернизации, что перспективна лишь модернизация по национальной модели по примеру ряда восточных стран. В статье также показывается практическая возможность модернизации трудовых отношений на примере ОАО «Уралэлектромедь».__

Социально-экономиче ские проблемы стимулирования и мотивации труда в сельскохозяйственных организациях
(Подробности...)
В статье рассматривается типичная система стимулирования труда в российских сельскохозяйственных организациях, основанная на тарифно-окладной системе. Показывается, что она неизбежно порождает уравнительное распределение зарплаты всех работников, кроме рабочих-сдельщиков, что вызывает демотивацию труда рабочих-повременщиков, специалистов и руководителей. Внутренний хозяйственный механизм, построенный на основе тарифно-окладной системы оплаты труда, не соответствует рыночным условиям. Для решения актуальных проблем стимулирования труда в российских сельскохозяйственных организациях в условиях рынка предлагается рыночная система оценки и оплаты труда «Рост », внедренная в ряде сельхозорганизаций Пермской и Челябинской областей, показавшая высокую экономическую и социальную эффективность.

Теоретические основы исследования интеллектуального и человеческого капитала
(Подробности...)
В статье рассматриваются теоретические аспекты интеллектуального капитала предприятия, устанавливаются различия интеллектуального и человеческого капитала, показывается совпадение предмета исследования теории интеллектуального капитала и теории инновационного развития предприятия, вводится понятие «интеллектуальный потенциал предприятия» и его структура

Инновационная активность персонала организации
(Подробности...)
В статье рассматриваются пути перехода экономики РФ на инновационный путь развития. Особое внимание уделено внутренней социально-экономической среде организаций, которая, как правило, противодействует развитию инновационной активности персонала. Предложены пути повышения инновационной активности персонала организаций.

Структурные несовпадения спроса и предложения на рынке труда как основа региональной безработицы
(Подробности...)
В статье рассматриваются причины несовпадений структуры спроса и предложения на региональном рынке труда Челябинской области. Широко использованы материалы отчетности областной службы занятости, дается ряд рекомендаций по сглаживанию противоречий на региональном рынке труда.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Декабрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567